Содержание учебной дисциплины "Этика бизнеса"
Раздел 1. Введение в этику бизнеса
- Понятие этики. Этика бизнеса или этика в бизнесе? Зачем нужна теория этики в бизнесе?
- Основные этические теории и их применение. Телеологический (консеквенциалистский) подход. Деонтологический подход. Нравственный релятивизм.
- Экономика и этика. Этические воззрения на экономическую деятельность. Этика и право.
- Соотношение правовых норм и норм морали. Свободная торговля (free trade) и справедливая торговля (fair trade).
- Почему надо преподавать этику бизнеса.
- Управленческий подход к вопросам этики. Взаимное влияние бизнеса и государства и формирование этической среды.
Раздел 2. Личные ценности и их роль в принятии решений
- Процесс принятия этических решений.
- Индивидуальные различия и этическое поведение.
- Идеализм и релятивизм. Локус контроля. Макиавеллизм.
- Умышленная слепота. Моральное освобождение.
- Барьеры и помощники в принятии этически правильных решений. Сбор информации. Анализ последствий. Усиление приверженности. Честность, эмоции и интуиция.
Раздел 3. Управление этикой в оганизации
- Регулирование этических вопросов: общепризнанные стандарты, кодексы и иные внутренние документы компаний. Российская практика применения этических стандартов. ОМК: декларация корпоративной этики в непубличной компании. Корпоративная культура и этический климат организации. Hilti: формирование корпоративной культуры. ТНК-ВР: опыт в создании культуры единых стандартов по деловой этике.
- Контроль за соблюдением этических стандартов. Функции омбудсмена. Функция комплаенс. Сообщения о нарушениях законодательства и этических стандартов (whistleblowing). Только чистый бизнес является устойчивым. Сименс: опыт внедрения культуры Compliance.
- Коррупция в России: типичные признаки и способы выявления. Факторы риска и типичные признаки коррупции. Картельные сговоры. Практика Федеральной антимонопольной службы России.
- Подарки и мероприятия. Скажем взяткам нет. Представительские расходы: какие статьи затрат уместны? Эффективный подход к оценке бизнес-партнеров. Против дискриминации. Конфликт интересов. Методы ведения бизнеса, не соответствующие нормам.
Преподаватель дисциплины
Филатова Александра Владимировна
Кандидат философских наук, психолог, бизнес-тренер
Профессиональные интересы: тренинг-менеджмент, психология управления, психология труда, конфликтология