• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Содержание учебной дисциплины "Этика бизнеса"

Раздел 1. Введение в этику бизнеса

  • Понятие этики. Этика бизнеса или этика в бизнесе? Зачем нужна теория этики в бизнесе?
  • Основные этические теории и их применение. Телеологический (консеквенциалистский) подход. Деонтологический подход. Нравственный релятивизм.
  • Экономика и этика. Этические воззрения на экономическую деятельность. Этика и право.
  • Соотношение правовых норм и норм морали. Свободная торговля (free trade) и справедливая торговля (fair trade).
  • Почему надо преподавать этику бизнеса.
  • Управленческий подход к вопросам этики. Взаимное влияние бизнеса и государства и формирование этической среды.

Раздел 2. Личные ценности и их роль в принятии решений

  • Процесс принятия этических решений.
  • Индивидуальные различия и этическое поведение.
  • Идеализм и релятивизм. Локус контроля. Макиавеллизм.
  • Умышленная слепота. Моральное освобождение.
  • Барьеры и помощники в принятии этически правильных решений. Сбор информации. Анализ последствий. Усиление приверженности. Честность, эмоции и интуиция.

Раздел 3. Управление этикой в оганизации

  • Регулирование этических вопросов: общепризнанные стандарты, кодексы и иные внутренние документы компаний. Российская практика применения этических стандартов. ОМК: декларация корпоративной этики в непубличной компании. Корпоративная культура и этический климат организации. Hilti: формирование корпоративной культуры. ТНК-ВР: опыт в создании культуры единых стандартов по деловой этике.
  • Контроль за соблюдением этических стандартов. Функции омбудсмена. Функция комплаенс. Сообщения о нарушениях законодательства и этических стандартов (whistleblowing). Только чистый бизнес является устойчивым. Сименс: опыт внедрения культуры Compliance.
  • Коррупция в России: типичные признаки и способы выявления. Факторы риска и типичные признаки коррупции. Картельные сговоры. Практика Федеральной антимонопольной службы России.
  • Подарки и мероприятия. Скажем взяткам нет. Представительские расходы: какие статьи затрат уместны? Эффективный подход к оценке бизнес-партнеров. Против дискриминации. Конфликт интересов. Методы ведения бизнеса, не соответствующие нормам.

Преподаватель дисциплины

Филатова Александра Владимировна

Кандидат философских наук, психолог, бизнес-тренер

Профессиональные интересы: тренинг-менеджмент, психология управления, психология труда, конфликтология