• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Контроллинг Vs. Контроль: мнение практика

Интервью с Владимиром Соболевым, начальником отдела Бухгалтерского учета и отчетности ОЦО Россия компании Проктер энд Гэмбл

В чем разница между понятиями «контроль» и «контроллинг»?


Разница в понятиях контроль и контроллинг возникает лишь потому, что в русский язык понятие «контроль» вошло в самом узком его значении – как наблюдение и отслеживание некоторых характеристик процесса или системы с целью их возможной коррекции. В английском – «control» имеет значение гораздо более близкое к нашему термину «управление», чем к нашему термину «контроль». В русском языке изначальное широкое значение «control» прослеживается в выражениях контролируемая ситуация или контроль поведения, для полной передачи содержания «control» в переводе мы все-таки прибегаем к слову «управление», например, «remote control» - «дистанционное управление».

«Контроллинг» используется для возвращения термину его широкого значения. Для меня контроллинг –  это одна из функций управления, состоящая в создании процессов и систем, регулируемых целевыми параметрами.

Можно ли считать контроль составной частью контроллинга?


В определенном смысле так и есть. Ведь управление по параметру невозможно без наблюдения за фактическими значениями этого параметра. Контроллинг нуждается в контроле в узком смысле.

И все же однозначно утверждать, что контроль – составная часть контроллинга, не приходится.

Как минимум, контроллинг не должен включать контроль, не являющийся частью управления предприятием. Например, контроль за операционными параметрами производственной линии не входит в контроллинг, тогда как информация, извлекаемая из анализа данных операционного контроля, вполне может быть частью контроллинга.

В чем принципиально расходятся контроллинг и контроль?


Зародившись в Англии, контроллинг был практически разработан в США и структурирован исследователями в Германии. В последнее время, вобрав в себя практику и теорию японского всеобщего управления качеством, контроллинг стал практическим воплощением именно японской философии производства. Согласно этой философии, производственная система должна основываться на саморегуляции, на инициативе участников производственного процесса и их активном понимании целей и задач организации. Очевидно, такой подход прямо противоположен установлению внешнего контроля за производственной системой и организацией. Процессы, выстраиваемые в рамках контроллинга, не нуждаются во внешнем контроле.

Там, где процесс нуждается во внешнем контроле, следует признать поражение контроллинга.

Контроль противоположен контроллингу и в своем подходе к регулированию. Контроль завершает процесс, пассивно фиксируя его фактические параметры. Контроллинг же, напротив, активно участвует в создании процесса – это дизайн процесса, разработка системы показателей и потока их значений, отслеживание которых должно обеспечить заданное поведение процесса и привести к достижению стратегических целей. Постфактум контроллинг – нонсенс, это в лучшем случае попытка интерпретировать фактические результаты с точки зрения упущенных возможностей контроллинга.

В этой связи очень интересен вопрос соотношения контроллинга и внутреннего контроля.


Если мы посмотрим академические определения, то они практически совпадают. Я эти понятия различаю, считая их взаимодополняющими функциями управления. Контроллинг активно организует предприятие, выстраивает процессы, направляющие на достижение стратегических целей. Внутренний контроль, при всей проактивности его подходов, сосредоточен на выявлении такого поведения системы, при котором возникают риски в достижении цели. 
 

Контроллинг – инициативен и наступателен, он задает новые направления развития организации, не смотря на возможный риск. Внутренний контроль – защита от рисков и их предотвращение, поиск того, что не должно случиться.

Как стать участником новой программы профессиональной переподготовки "Практический контроллинг"