• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем и кому нужен контроллинг в эпоху цифровой трансформации?

Интервью с Еленой Беляковой, экспертом в области повышения эффективности систем управления



Слова цифровизация, диджитализация, цифровая трансформация у всех на слуху.  Кто-то подразумевает все большее проникновение интернета, кто-то внедрение новых технологий, особенно информационных, нашествие роботов, кто-то говорит, что цифровая экономика вообще еще не наступила, и, возможно, мы до этого не доживем, а кто-то говорит, что это такое же техническое перевооружение, и что такой этап уже был.  Что для вас цифровизация?


Цифровизация – это изменение модели бизнеса на основе цифровых технологий, а не просто замена аналогового ресурса на цифровой. Реалии экономики таковы, что компании вынуждены перестраиваться, менять модель ведения бизнеса. Такие трансформационные процессы осложняются неопределенностью внешней среды. Контроллинг как организационно-методическая и информационно-аналитическая система поддержки менеджмента, способен обеспечить системные изменения и обратную связь в контуре управления с наибольшим эффектом. По сути именно контроллинг может определять направление, скорость развития, исследуя особенности внешней и внутренней среды, экономически обосновывая такие преобразования во всех функциональных подсистемах бизнеса.

Если контроллинг обеспечивает информационную поддержку бизнесу, то в какой степени есть риск, что цифровизация значительно изменит функционал контроллера?


Да, цифровизация влияет на рынок труда, одни какие-то профессии исчезают, какие-то изменяются, появляются новые. Что касается контроллеров (специалистов по контроллингу), то цифровизация, с одной стороны, облегчит труд контроллера, особенно при работе в тандеме с «дата-саинтистами», а, с другой, - усложнит, предъявляя более высокие требования, ожидая более высокой эффективности. Поэтому контроллеру будущего необходимо разбираться и в смежных областях, уметь очень быть адаптироваться, быть постоянно в тонусе, понимать бизнес тренды.

Каким компаниям нужен контроллинг?


Раньше бытовало мнение, что контроллинг только для крупных компаний. Сейчас наблюдаем, что независимо от названия, сама метафункция контроллинга очень важна в бизнесе. И собственники это понимают, им необходим функционал – совесть бизнеса и обоснованный совет бизнесу. И такой функционал необходим в любом бизнесе. Контроллинг оказывает поддержку управленцу в части принятия решения,  координирует настройку соответствия функциональных стратегий и стратегии бизнеса. Контроллинг необходим всем компаниям, так как обеспечивает системный подход в преобразованиях, что особо актуально в эпоху цифровой трансформации.

Что необходимо для успешного построения и развития контроллинга в компании?


Поддержка топ-менеджмента и квалифицированные контроллеры, корпоративная культура, в которой возможен диалог. Такая триада, на мой взгляд.

Ваш совет тем, кто думает, стоит ли учиться контроллингу?


Однозначный ответ – да, стоит. Контроллинг меняет сознание, повышает ответственность, придает экономическую осознанность в принятии решений. Чем большее сотрудников в компании, разделяющих идеологию контроллинга в компании, тем эффективнее.